Среди поклонников высокого полета появляется все больше желающих купить собственный бизнес-джет. Правда, приобретая такую игрушку, нужно быть готовым не только выложить солидную сумму за самолет (от $5-7 млн за компактную модель до $45 млн за «Gulfstream G550»), но и к постоянным, достаточно высоким расходам на его содержание. Причем, платить придется по зарубежным тарифам.
Дело в том, что лишь малая часть покупателей регистрирует реактивные самолеты иностранного производства в России. Высокая таможенная пошлина (41 процент от заводской стоимости модели) вынуждает оформлять воздушное судно за границей. Обычно бизнес-джет прикрепляют к европейской или оффшорной авиакомпании, которая берет на себя техническое обслуживание и также обеспечение полетов. Такая услуга стоит в Европе около 250 тысяч долларов в год. Еще примерно в 350 тысяч долларов ежегодно необходимо выделить на зарплату европейского экипажа (два-три пилота и стюардессы). При регистрации в оффшоре можно нанять опытных российских летчиков, которые обойдутся в 3-4 раза дешевле иностранных.
Однако когда владелец использует джет на полную катушку (более 70 часов в месяц), одного экипажа согласно международным правилам уже недостаточно. В таком случае расходы на пилотов нужно умножать на два.
Если же у вас каждый миллион на счету, есть вариант, когда не требуется сорить деньгами — покупка подержанного российского бизнес-джета. Например, Як-40 с бизнес-салоном в хорошем состоянии можно подыскать дешевле миллиона долларов. Правда, летать на самом доступном реактивном самолете можно будет по России и странам Азии. В Европу такие суда не пускают из-за высокого уровня шума. К тому же, придется смириться с невысокой скоростью «Яшки» — около 400 км/ч. А подержанными иномарками в России пока практически не торгуют. Но через несколько лет и в этом секторе наверняка появятся достойные предложения.
В любом случае, покупать собственный самолет специалисты советуют только тем, кто проводит в воздухе не менее ста дней в году. Или людям, для которых свой бизнес бизнес-джет — необходимая часть имиджа. Для остальных состоятельных людей больше подходят VIP-чартеры. И проблем меньше, и намного дешевле.