Рынок ценных бумаг прошел многовековой путь, прежде чем обрел современный образ. Прообразом фондового рынка или как его еще называют РЦБ является вексельная ярмарка, которая появилась много столетий назад в крупных промышленных центрах средневековой Западной Европы. Фондовыми же сделками назывался обмен валютами между участниками торговых отношений. Валюта в те времена была различной, начиная от индийских приправ и заканчивая дорогими металлами, такими как золото и серебро. Для того, чтобы привести валюту в стандартную денежную единицу существовали меняльные конторы. Валюта обменивалась на деньги по существующему курсу в обмен на вознаграждение. В результате развития общественных отношений количество торговых операций увеличивались. Теперь объектом финансовых операций являются долговые расписки- векселя, которые можно смело назвать первыми ценными бумагами.
Рынок ценных бумаг представляет собой базовый элемент финансового рынка, где продаются и покупаются ценные бумаги. Для того, чтобы подобная финансовая система работала бесперебойно, возникает необходимость в ее регулировании. Регулирование рынка ценных бумаг- упорядочение действий всех участников финансовых отношений. К участникам относятся эмитенты, инвесторы, фондовые посредники, а также вся инфраструктура рынка. Регулирование рынка ценных бумаг может быть как внутренним – подчинение собственным нормативным документам, так и внешним- подчинение государственным нормативным актам, актам международных организаций и мировым соглашениям. Регулирование может быть государственным, которое осуществляется органами государственного управления, общественным мнением и саморегулирование, то есть регулирование со стороны участников процесса.
Главной целью регулирования РЦБ является поддержание порядка на рынке и создание благоприятных условий для всех участников финансовых отношений. Далее – это обеспечение прозрачности для участников рынка , создание открытого процесса ценообразования, исходя из спроса и предложения на ценные бумаги. Следующая цель- это создание такого рынка, который мотивировал бы участников к предпринимательской деятельности. Для осуществления всех этих задач необходимо создание эффективной нормативной базы, отбор компетентных участников рынка и создание системы контроля над деятельностью рынка.