Что скрывается под словом «вендинг»?

Девяностые годы в России оказались знаковыми: смена государственного строя, появление интернета на бывших социалистических землях, а также укоренение в русском языке нового слова — «вендинг».

Что же скрывается под словом «вендинг»? Давайте разберемся. Дословно слово переводится как автоматизация обслуживания, продаж. А в бизнес среде под словом «вендинг» понимается продажа товаров и оказание услуг с помощью автоматизированных систем.

Первые вендинг-машины (торговые автоматы) появились не в Европе, а в США и Японии в начале прошлого века. Это были незамысловатые торговые аппараты, реализующие кофе и жевательную резинку. В середине семидесятых вендинг бизнес быстро захватил всю Европу, а затем и Азию. Теперь же, в той же Германии, Франции, Италии невозможно представить себе торговый комплекс, кинотеатр, или, предположим, поликлинику, где бы не стоял автомат по продаже лимонада, кофе или легких закусок — чипсов, фисташек или шоколадок.

А что в России? Каков наш опыт? На самом деле, опыт внедрения вендинг-машин был и у нас, правда, это были машины не импортные, а отечественные. И предназначались они не для извлечения прибыли, а для развития сервиса, удовлетворения услуг населению. Вспомните, хотя бы, автоматы по продаже газированной воды, где за копейку можно было приобрести обычный стакан газировки, а за три — со сладким сиропом.

На практике

Пройдитесь сейчас по мегаполисам России, обратите внимание на торговые автоматы. С каждым годом их становится все больше, а массовое их нашествие на страны СНГ началось в конце девяностых годов. При этом, как отмечают эксперты, ниша вендинг бизнеса ещё далеко не охвачена полностью: данный сегмент рынка будет расти, как минимум, лет пять. Прибавим к этому высокую рентабельность бизнеса, низкие операционные издержки и издержки обращения. Наверное, уже читатель статьи потирает ручки, в предвкушении высоких прибылей. Но не все так просто. Как и любой бизнес, предпринимательство в сфере вендинга требует не малых усилий, а главное — понимания принципов функционирования машин, а также бизнеса в целом.

Давайте разберемся, как начинается типичный путь для будущего предпринимателя в сфере вендинга. Прежде всего, необходимо определиться с автоматом: его набором функционала, стоимостью и производителем. Стоимость автомата будет составлять от $10,000 до $35,000. Средняя стоимость — порядка $22,000. За $22,000 Вы сможете приобрести вполне «боеспособный» автомат по продаже холодных и горячих напитков, либо обычных упакованных закусок. Среди автоматов по разливу напитков наиболее популярны у предпринимателей кофе-машины. У них крайне высокая рентабельность: при себестоимости одной порции кофе в $0,15-$0,20 и продажной цене в $1,0 (обычная цена за одноразовый стаканчик кофе, емкостью 120 мл.) расчетная рентабельность продаж составляет, обычно, не менее 80%! Это очень высокий показатель и им не может похвастаться ни один торговый магазин. На втором месте по популярности у вендинг бизнесменов — это автоматы по продаже закусок, на третьем — по продаже охлажденных напитков (лимонада). Существуют даже автоматы, которые продают бутерброды, компакт-диски, книги, а в Азии — сотовые телефоны и другую технику.

На данный момент, в городах России продаются автоматы, произведенные в США, Японии, Италии и Испании. Японские и американские считаются самыми надежными, но они и дороже других европейских производителей не менее чем на 15%-20%.

Далее, необходимо определиться с местом расположения автомата. Для этого нужно провести комплексное маркетинговое исследование Необходимо учесть три ключевых параметра: возрастной контингент потенциальных покупателей, проходимость и обозримость того места, где будет установлен торговый автомат и стоимость аренды.

Если Вы ориентируетесь на молодежь (например, будете продавать охлажденные лимонады), то следует устанавливать торговый автомат в кинотеатре, торговом комплексе или ВУЗе. Мы намерено упустили школу, так как считаем, что должного дохода Вы там не получите, а капитальные вложения на приобретение торгового автомата будут крайне долго окупаться. Если Вы приобретаете торговый автомат по продаже кофе, то посоветуем размещать его, опять-таки, в ВУЗе: студенты любят на перерывах между лекциями или семинарами выпить стаканчик кофе. Кофе-машину можно разместить и в кинотеатрах, но при этом крайне желательно, чтобы он работал круглые сутки — ночью продажи обычно возрастают на 20%-30%.

Второе правило — это хорошая обозримость торгового автомата. Он должен быть хорошо виден.

Третье правило тесно связано с первыми двумя. Как правило, чем лучше Вам предложат место для установки вендинг-машины, тем выше будет размер ежемесячной арендной платы. Но не скупитесь. При единовременных затратах в $20,000 — $25,000 нет смысла экономить на аренде несколько сотен долларов в месяц. Кроме того, при удачной установке Ваш автомат практически моментально будет пользоваться спросом. А, значит, он быстро себя окупит. Обычно, окупаемость подобных машин составляет 4—6 месяцев.

Добавить комментарий